Выбор масла для дизельного мотора

Создано: 22 января 2017
Просмотров: 946

У моторного масла, используемого для дизельных двигателей, имеется ряд отличий от продукта, применяемого в двигателях внутреннего сгорания. Для работы дизельного мотора используется обеднённая топливовоздушная смесь.

У него выше показатель теплонагруженности, а также имеет место ускорение процесса образования смеси и сгорания топлива. В дизеле сложнее происходит процесс полного сгорания топлива в пространстве цилиндров, а в отработанных газах содержится большее количество сажи.


В самом дизельном топливе повышенное содержание серы

Наличие высокого давления в камере сгорания провоцирует активный прорыв газа в пространство картера ДВС. При этом его активность так велика, что системе вентиляции картерных газов не всегда удаётся с ним справится. В результате этого происходит ускорение процесса старения моторного масла, оно окисляется и быстро утрачивает защитные, моющие и многие другие полезные свойства.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что качество и максимальное соответствие определённым показателям моторного масла оказывает существенное влияние на срок нормального функционирования любого двигателя внутреннего сгорания. Очень важно сохранение как можно дольше эксплуатационных показателей, являющихся оптимальными, и для дизельного масла.

В руководстве по эксплуатации любого транспортного средства имеется максимум информации, касающейся классификации, параметров, допусков и требований к моторному маслу. Чтобы точно произвести выбор можно также использовать каталог масел. Практически каждый обладатель автомобиля с дизельным двигателем старается приобрести для него самое хорошее масло. Однако далеко не все при этом могут разобраться в стандартах моторных масел, являющихся базовыми. Мы постараемся помочь разобраться в этом вопросе.


Стандарт SAE

Сегодня на прилавках автомагазинов можно найти самые разнообразные марки масел для дизельных двигателей, отличающихся друг от друга по стандартам, классам и типам. Следует сразу сказать, что современной промышленностью производится минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла. Классификация вязкости осуществляется по стандарту SAE. Этикетки канистр, в которых продаются масла, маркируются надписями типа 10W-40, 5W-40 и так далее, которые несут информацию о вязкости по стандарту SAE. В приведённых примерах, наличие цифры с буквой W говорит о том, что масло относится классу низкотемпературных.

Этот показатель оказывает непосредственное влияние на то, насколько легко масло будет прокачиваться по масляным каналам, используемым для смазки двигателя.

Кроме того от него зависит такие показатели как:

  • скорость подачи масла на поверхность трущихся деталей;
  • расход заряда аккумуляторной батареи;
  • уровень сопротивления, оказываемого коленвалом в момент запуска двигателя при отрицательных температурах.

Для дизельных двигателей лучше всего использовать масла, имеющие показатели 15W (до -15°C), 10W (до -20°С), 5W (до -25°C). Чем меньше цифра перед литерой W, тем ниже показатель вязкости у масла. Вторая цифра в маркировке несёт информацию о высокотемпературном классе вязкости. Она соответствует уровню вязкости моторного масла после того как уже осуществлён прогрев двигателя и он начал работать в оптимальном для себя режиме.

Следует обратить внимание на тот нюанс, что у минеральных и полностью синтетических масел могут быть одинаковые показатели вязкости. Ошибочным является предположение, что 5W-40 для дизельного двигателя – качественная синтетика, тогда как 15W-40, в обязательном порядке, будет относительно дешёвым минеральным маслом. Судить по вязкости о качестве продукта – неправильный подход.


Стандарт API

Стандарт API был разработан Институтом нефти США. Согласно ему, на классификацию масел оказывает влияние их эксплуатационные свойства. ПО стандарту моторное масло подразделяется по двум большим категориям:

  • то, которое предназначено для бензиновых двигателей внутреннего сгорания и оно обозначается буквой S;
  • масло для дизельных двигателей, которому присваивается литера C.

Помимо этого, имеется более мелкое деление по подклассам и классам. Для эксплуатации в атмосферных двигателях внутреннего сгорания и в турбодизелях используется масло класса CF.


Стандарт ACEA

Этот стандарт разработан Ассоциацией Европейских Автопроизводителей, которыми были выдвинуты дополнительные требования к моторным маслам, используемым в двигателях. В нём для легковых автомобилей имеются две основные категории:

  • А – куда входят масла, используемые в бензиновых двигателях;
  • В – масла, заливаемые в дизельные моторы.

К категории E относятся масла, используемые для заправки двигателей тяжеловесных грузовиков, снащённых мощными дизельными ДВС. А те масла, которые могут совмещаться с сажевыми фильтрами и катализаторами и используются как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, помещены в категорию С.

Кроме того стандарт АСЕА предусматривает деление на стандартные масла и энергосберегающие. У энергосберегающих масел принято следующее разделение по классам:

  • для бензиновых двигателей – А1 и А5;
  • для дизелей, установленных как на легковых, так и на грузовых автомобилях – В1 и В5.

Универсальное масло, используемое и в дизелях и в бензиновых двигателях

Имеются так называемые «универсальные масла», которые можно использовать и для дизельных двигателей и для бензиновых. Их качественные показатели находятся в полном соответствии и со стандартами АСЕА, и с API. Обозначение таких масел имеет свою особенность. Так надпись на этикетке SJ/CF говорит об универсальности этого масла, однако предпочтительней его использовать в двигателях, работающих на бензине. Соответственно маркировкой CF/SJ, производитель доводит до сведения потребителя, что масло универсальное, но лучше его использовать для дизельных двигателей.

Практические наблюдения, показали, что на возможность использования масел, относящихся к разряду универсальных, оказывают влияние сроки межсервисной замены. Объяснение этого кроется в сниженном щелочном числе универсальных масел, для обозначения которого используется аббревиатура TBN. В маслах, предназначенных исключительно для дизельных двигателей этот показатель выше.


Что нужно знать об энергосберегающем моторном масле

Энергосберегающее моторное масло позволяет добиться экономии горючего. А благодаря меньшему расходу топлива повышаются экологические показатели мотора. Причина снижения расхода топлива скрывается в максимальном уменьшении потерь, возникающих в процессе трения при работе двигателя. Для определения этого свойства используется показатель HT/HS, говорящий о вязкости масла при наличии высокой температуры и повышенной скорости сдвига.

Стандартному маслу свойственно сохранять достаточный уровень вязкости при температуре порядка 150оС, благодаря чему осуществляется полноценная защита поверхности нагруженных деталей в силовом агрегате.

Достижение экономии топлива, происходит благодаря снижению вязкости при аналогичных условиях, что приводит к снижению уровня потерь при взаимодействии деталей двигателя. В процессе повышения температуры происходит уменьшение толщины масляной плёнки, что позволяет мотору крутиться легче. Однако при этом также снижается уровень защиты деталей от износа.

Использование энергосберегающего масла целесообразно только в том случае, если такие рекомендации содержаться в технической документации от производителя. Дело тут в том, что применяться энергосберегающее масло может только в двигателях, конструкцией которых это предусмотрено. Они имеют узкие масляные каналы, а потому для системы смазки необходима меньшая вязкость, чтобы создать нужное давление масла с целью эффективной подачи его к работающим под нагрузкой трущимся парам. Категорически не рекомендуется использование энергосберегающего масла любых двигателях, имеющих большой срок эксплуатации.


Несколько полезных советов для автолюбителей, выбирающих масло для дизельного двигателя

С учётом всего выше сказанного, можно выбирать масло для дизельного двигателя. Если пробег автомобиля небольшой и у него ещё не кончился срок гарантийного обслуживания, то замену дизельного масла обязательно надо производить на СТО, принадлежащей официальным дилерским центрам.

При самостоятельном выборе масла следует выбирать такое, которое находится в полом соответствии с допусками, оговорёнными производителем двигателя, и не перечит стандартам ACEA, API и SAE. Определяясь с вязкостью SAE, необходимо делать поправку на особенности региона, где автомобиль эксплуатируется, с учётом температурных колебаний.

Помимо этого должно быть учтено состояние дизельного двигателя. В том случае, когда у него имеется износ ЦПГ, присутствуют проблемы с компрессией и он с трудом заводится в холодном состоянии, то имеет смысл остановить свой выбор на менее вязком масле.


Статья полезна автовладельцам: гольф 4, форд мондео 4, пежо 407, паджеро 4, спортейдж 3, меган 3, туарег 3.0, форд фокус 2, ленд крузер 200, рено сценик 2, зафира 2.0, прадо 150, volvo xc90, опель астра h, бмв х5, x3, тигуан, уаз патриот.