Назначение и устройство карданой передачи

Создано: 13 декабря 2016
Просмотров: 1501

кардан уася

Карданная передача, или в просторечии «кардан» существует с целью передачи между элементами, имеющими название «валы», крутящего момента. Валы относительно друг друга находятся под углом. «Кардан» находит применение в области управления рулём и механизмах трансмиссии. Чаще всего используется в грузовых автомобилях, а также в сельскохозяйственной технике, реже в автомобилях легкового типа.

Крутящий момент заднеприводного автомобиля передаётся таким образом: у вторичного вала есть агрегат (коробка), специальному крутящему моменту по своей функции необходимо передаваться от нужного вала к тому агрегату, который является главным.


Устройство передачи

Передача, которая является карданной, имеет такой состав:

  • два вала (один спереди и другой сзади);
  • специальную (промежуточную) опору с подшипником;
  • шлицевую сборку;
  • два шарнира (вилковый и крестовидный);
  • муфту, которая эластичная.

Автомобильный кузов меняет свой угол от постоянного перемещения. Перемещается он от верха к низу и имеет обратную пропорциональность к заднему мосту. Тут выделяется карданная передача и главная, а угол изменений находится как раз между ними. Крутящий момент принимает на себя главная передача, и функцией этого момента является равномерность и постоянство работы. И в этом случае нельзя оговориться о заднем вале как о жёсткой трубе. В нём находятся шарниры в количестве двух штук.

схема карданного вала передачи

Задача шарниров заключается в осуществлении процесса передачи крутящего момента между агрегатом и непосредственно главной передачей. Данный процесс происходит, даже когда автомобиль совершает большие «прыжки».

Расстояние в «кардане» очень важно, так как оно влияет на то, какое количество валов будет применяться: один или два.


Механизмы соединения:

  • раздаточная и обычная коробки передач;
  • мостовая и главная коробки передач;
  • задняя и средняя ведущие передачи (мост);
  • колёса и полуось;
  • ведущие колёса главной передачи.

«Карданы» по своему строению в различных авто одинаковы, отличаются они мало чем. Можно выделить один фактор - это его габариты и разницу в них или же отличия, которые показывает форма какого-либо элемента в «кардане».


На какие типы делится «кардан»?

Главную роль в «кардане» выполняет шарнир. Типы, на которые делится передача, выделяются конструкцией, и они следующие:

  • шарнирная передача (скорость равноугловая);
  • шарнирная передача (скорость неравноугловая);
  • упругая шарнирная передача (полукардан);
  • жёсткая шарнирная передача (полукардан).

Передачи, которые являются карданными, имеют отличия и в количестве валов. Выделяют передачу с одним валом, с двумя и с множеством валов. Также отличия есть и в количестве шарниров: выделяют «кардан» с одним, двумя и с множеством шарниров.


Как работает карданная передача?

Приводные автомобили спереди имеют в основном карданную шарнирную передачу с равной угловой скоростью. Они используются, когда нужно соединить ведущие колёса с агрегатом передачи. Механизм имеет небольшое количество шарниров, их два (тот, что с внешней стороны, и тот, что с внутренней), а задачей приводного вала является их соединение.

naznachenie i ustrojstvo kardanoj peredachi3

Шарнир выделяется равными скоростными углами, его корпус имеет сферическую форму, а внутри находится обойма. Каждая канавка, находящаяся на месте рядом с обоймой, а также корпусом, выполняет функцию передвижения шариков из стали. Изменения карданной шарнирной передачи с неравными скоростными углами зависят от фактора расстояния, которое необходимо для того, чтобы крутящий момент мог передаваться. Там выделено место для одного или двух карданных валов.

Существует понятие промежуточный вал - это название дано первому валу в передаче, где всего их два. Вал №2 называется «задний вал кардана». Опора на кузове авто, которая является промежуточной, служит соединяющим звеном между валами.

Специальный компенсирующий механизм создаёт оптимальное расстояние между механизмами, что обеспечивается изменением длины в карданном вале.


Неполадки

Движению, которое провоцируется шумом, стуком и вибрацией, необходимо обязательно уделить внимание. Оно происходит из-за того, что шарниры, подшипники и промежуточные опоры изнашиваются, а валы деформируются. Это можно устранить, если заменить элементы, которые повреждены.

Когда шарнир или крестовидный подшипник изнашиваются, происходит переключение передачи, а также можно услышать появление звука, он характерный и щёлкающий. Щелчки могут издаваться, когда передние колёса совершают поворот на углы со своим пределом.

Определённый рубеж достигается подшипником опоры, который имеет заднеприводное авто при его износе. Тогда не избежать появления заметного шума, который находится ниже днища, под ним и впоследствии появляется вибрация, которую можно ощутить.

Карданные шарниры могут служить более 50-60 тысяч км пробега. Однако это обеспечено тогда, когда эксплуатация авто грамотна. О трубах и валах можно сказать, что они очень долговечны. Однако если же по какой-то причине какой-то из карданных валов погнулся или деформировался вместе с шарнирами, стоит заменить узы, которые в сборке повреждены.